Американская тушенка по ленд лизу. Открываем второй фронт

Утром листаю ленту в ЖЖ, прихлебываю кофеек, пальчик оттопырил, как положено.
Наткнулся на пару постов на историческую тему.
Полезные посты для меня, да. Но поржал над комментаторами, как обычно.
Пост первый у Норга. Про монгольский ленд-лиз. https://norg-norg.livejournal.com/416408.html?view=86226584#t86226584
Естественно, набежали любители ленд-лиза американского и начали жонглировать цифрами. Малолетний долбоеб vladislav_01 вещает:
Про пиндосскую педерастическую тушёнку:

Согласно Приказа НКО № 312 от 22 сентября 1941 по основному красноармейскому пайку (норма №1) солдат в боевой части должен был получать 150 грамм мяса или (исходя из таблицы замен) 112 гр. тушенки. За годы войны мы получили 240 920.2 тонн тушенки. Делим на суточные нормы и получаем 2 миллиарда 151 миллион 73 тыс. 332 сутодачи мясных консервов.

Война продолжалась 1418 дней. Итак, американской тушенкой ежедневно на протяжении всей войны можно было выдавать 1 516 976 мясных порций.

Малолетний долбоеб понятие не паспортное. Не сформировались у ччеловека нейронные цепочки в полном объеме. То, что ленд-лиз начался не 22 июня 41 года, а в декабре, он не в курсе, ну да ладно. Подыграем пацану, ибо он сам себе ловушку вырыл. Впечатлился гигантскими цифрами. Летом 1944 года в РККА служило 11 миллионов человек. Это примерно банка на десять человек, бгг.
В реальности, конечно, все было по другому. Американская тушенка покрывала максимум 30% от потребности. Это не мало, кстати. Но и нельзя считать, что питались исключительно американскими консервами. Да и поставки не были регулярными, чтоб вот прямо день в день. Справлялись, в итоге, в основном своими силами. Ленд-лиз не выиграл войну, но помог ее выиграть.
А вообще, конечно, питание у нас было поставлено на максимально возможном уровне на войне. Про нормы питания можете почитать здесь.
А знаете ли вы, что в СССР существовал госпитальный паек, в который входили молоко, творог, кофе, фрукты, соки?
А в Германии такого пайка не было. И питание в госпитале было в два раза ниже фронтовой нормы. А хлеб раненый немец не получал вообще. Ему за хлеб начислялась денежная компенсация на личный расчетный счет. Только вот купить он хлеб не мог. Потому что не было хлебных карточек у него.
Немцы выкачивали кровь для своих солдат у детей Саласпилса, например.
В РККА солдаты, сдающие кровь получали единовременно за 400 куб.см крови - полкило мяса, полкило масла, полкило сахара, полкило крупы и 200 рублей.
Кстати, о питании немца на фронте. Немецкому солдату полагалось:
Завтрак: 400 грамм хлеба и кружка кофе без сахара.
Обед: полтора килограмма вареного картофеля, 140 грамм мяса. Хлеба нет. А еще суп. Но такой... Странный суп. Например, читал раскладку по меню - суп из манной крупы. Расчет 20 грамм крупы на человека. Или вот суп из риса. Варится мясо для второго. Затем в мясной бульон кидается рис из того же расчета: 20 грамм на бойца.
Ужин: 400 грамм хлеба, кружка кофе без сахара, 100 грамм колбасы. Очень часто колбаса заменялась куском сыра либо ложкой маргарина.
Отсюда вот эти вот: "Матка курка, млеко, яйки". Ставка была на ограбление населения. Что делали с награбленным? Делали, как правило, айнтопф - то есть сваливали в котелок все найденое, варили и лопали это хрючево. Макароны ли с капустой, горох ли с курятиной: все что нашли в "один горшок" - айнтопф. Отсюда знаменитый немецкий пердеж за столом, извините.
По калориям советская и немецкая кухня были одинаковы. А вот по разнообразию у нас было лучше. Тема, конечно, обширная, можно целую монографию.
И чтобы не множить сущностей, продолжу в следующей статеечке.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Ленд-лиз называют вкладом союзников в общую победу над фашизмом. Но это был еще и первый опыт массового знакомства советских людей с западными товарами

Америка - России

6 ноября 1941 года, за десять дней до подвига 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково и за сутки до исторического парада на Красной площади, США приняли решение о поставках Советскому Союзу вооружения, военной техники и продовольствия. На основании этого решения союзники поставили в СССР огромное количество самой разнообразной продукции. Это был первый опыт массового знакомства советских людей с западными товарами. Даже сегодня импорт в Россию в денежном выражении вряд ли дотягивает до масштабов той кампании "потребительского кредитования".

Объем американских поставок по ленд-лизу в СССР составил порядка 11 миллиардов долларов. Огромная по тем временам сумма. Правда, даже в эпоху великого противостояния фашизму классово чуждый СССР не стал для Америки главным партнером. Стоимость поставок по ленд-лизу в Великобританию была куда значительнее - более 30 миллиардов долларов. Причем на первых порах американцы не слишком торопились: до конца 1941 года в СССР было поставлено всего лишь полпроцента от обещанного объема военной техники и вооружений. И только после Перл-Харбора грузы по ленд-лизу стали поступать в СССР с завидной регулярностью.

Поставки шли по нескольким маршрутам: через Иран, по морю - до Архангельска и Мурманска и в тихоокеанские порты и по воздуху - с Аляски через Сибирь. Самолеты стартовали в американском Фэрбенксе и летели через Чукотку, Якутию и Красноярск до фронтовых аэродромов. Даже сегодня этот маршрут считается сложным, а в войну многие летчики так и не долетели до конечной цели, навсегда оставшись где-то посреди бескрайней тайги. Но в любом случае каждый из них в будничном порядке повторил тот же подвиг, за который экипаж Валерия Чкалова в свое время получил звезды героев.

Такая же история и с моряками, которые гоняли корабли через Северную Атлантику. После этих переходов американцы и англичане признали, что и русские - великая морская нация. По крайней мере сами они пересекать Атлантику по "дуге большого круга" на катерах не решались.

Оружие победы

За годы войны СССР получил по ленд-лизу тысячи танков, самолетов, военных и грузовых кораблей. Хорошо известно, что наш прославленный авиационный ас Александр Покрышкин с 1943 года воевал исключительно на "Аэрокобре". Позднее на этих же машинах в полном составе сражался с немцами его полк, а потом и дивизия, которой он командовал. Другой именитый советский летчик - Борис Сафонов предпочитал английский "Киттихоук". А летчики полка Евгения Преображенского, которые в 1941 году бомбили Берлин на отечественных ДБ, в 1943-м дружно пересели на американские "Бостоны".

Данные показывают, что поставки по ленд-лизу составляли по фронтовым истребителям - 16 процентов от произведенных советской авиационной промышленностью, а по фронтовым бомбардировщикам - все 20 процентов. Таким образом, почти каждый четвертый истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в состав ВВС СССР, были англо-американского производства. И с этим нельзя не считаться. Это была реальная помощь, особенно на начальном этапе войны.

Правда, не все импортное было лучше отечественного. Особенно это касалось танков. Ни один из западных образцов даже близко не шел в сравнение с Т-34. "Шерманы", "Стюарты", "Валентайны", "Матильды" и "Черчилли" горели, как факелы. Особенно дурной славой пользовался танк МЗА1, получивший в СССР название БМ-7, которое шутники расшифровывали так: "братская могила на семерых". В конце концов американцы сделали новый "Шерман" - М4А3Е8, почти не уступавший "Тиграм" и Т-34, но практически все эти танки воевали на Западном фронте.

Американские поставки в СССР автотехники были очень крупными, но для автопрома США это была капля в море. Джипы и "Студебеккеры", поступившие по ленд-лизу, составляли всего около одного процента от их общего производства в Штатах. Знаменитый немецкий диверсант Отто Скорцени не знал этого и сильно погорел. Во время наступления в Арденнах он загружал в джип по пять своих головорезов, переодетых в американскую форму. И почти все они были моментально разоблачены и уничтожены. Причина простая: от автоизобилия американцы ездили в джипах поодиночке или вдвоем. Третьей могла быть только прекрасная незнакомка.

Важную роль сыграли поставки судов типа "Либерти", на железных плечах которых была перевезена основная часть грузов. Более того, как полагает американский профессор Хьюберт ван Гуйль, "Либерти" оказали определенное влияние и на сроки открытия Второго фронта. По его словам, еще в 1942 году Франклин Рузвельт через Вячеслава Молотова предложил Иосифу Сталину сделать выбор: или "Либерти" будут работать по программе ленд-лиза, или им поручат переброску американских войск в Европу для открытия Второго фронта. Будто бы Сталин выбрал ленд-лиз...

"Второй фронт"

И все-таки главным в ленд-лизе были не танки и самолеты, а продовольствие. Уже в начале войны немцы захватили территорию, на которой производилось 84 процента сахара и почти 40 процентов зерна в СССР. Не только армии, но и всей стране грозил голод. Без поставок техники и вооружений СССР имел шансы выиграть войну, а без "второго фронта", как называли американскую тушенку, нет.

Кроме мясных консервов и зерна, в ленд-лизовский рацион входили не менее популярные "рузвельтовские яйца" - яичный порошок из серии "только добавь воды", горький шоколад (для летчиков, разведчиков и моряков), галеты, а также непостижимая для русского вкуса консервированная субстанция под названием "мясо в шоколаде". Под таким же "соусом" поставлялись консервированные индейки и куры.

Воспоминание детства: банка консервированного американского борща, которая в качестве гастрономического памятника союзничеству простояла на подоконнике много лет, пока из любопытства ее не употребили по назначению. Потом возникли сомнения: а был ли борщ? Как известно, это блюдо не в американской кулинарной традиции. Но оказалось, что ошибки не было - специально для народов СССР в США освоили приготовление борща, который поставлялся как в пакетах, так и в банках. И не исключено, что где-нибудь на наших складах глубокого залегания еще хранится эта продукция, по большому счету не имеющая срока давности.

Впрочем, многим советским солдатам, просидевшим в окопах на передовой от звонка до звонка, так и не довелось оценить вкусовые качества "второго фронта". Зато появление деликатесов из поставок по ленд-лизу было отмечено в спецмагазинах и ресторанах в глубоком тылу, а также на черном рынке. Тем не менее продовольственный ленд-лиз сыграл свою роль. Поставленного в СССР продовольствия хватило бы для того, чтобы прокормить десятимиллионную армию в течение 1600 суток - то есть на всю Великую Отечественную и еще на полгода с небольшим. Кстати, 12 мая 1945 года, когда решался вопрос о вступлении СССР в войну с Японией, поставки неожиданно были приостановлены. Позднее Гарри Трумэн доказывал, что это скандальное распоряжение ему "коварно подсунули" и он подписал его не глядя. Как бы там ни было, аккурат в день капитуляции Японии программа поставок по ленд-лизу была свернута уже окончательно и бесповоротно. Наступила пора другой войны - холодной.

Пальто для маршала

Ветераны отечественной дипломатии, может быть, еще помнят эту забавную историю. В разгар войны в СССР прибыла представительная делегация из госдепа, которую встречали на аэродроме по высшему разряду. Однако высокопоставленные союзники от объятий старательно уклонялись и монотонно, через переводчика, задавали один и тот же вопрос: почему, дескать, нас встречают одни шоферы?

Чтобы все встало на свои места, надо взглянуть на ситуацию глазами американцев: не только встречавшие их советские генералы, но другие официальные лица практически поголовно были упакованы в кожаные пальто, которые поставлялись в комплекте к "Студебеккерам". В Америке такую одежду, кроме шоферов, действительно никто не носил. Это была своего рода рабочая униформа, можно сказать, спецовка.

В СССР же кожаные пальто, изъятые из "Студебеккеров" расторопными тыловиками, стали вещественным признаком принадлежности к военной и гражданской элите. Фотохроника войны беспристрастно свидетельствует: в шоферских пальто щеголяли даже командующие фронтами. Не стали исключением и Жуков с Рокоссовским. Но еще раньше американские кожаные пальто появились на плечах различных тыловых проходимцев. Как утверждает писатель Эдуард Хруцкий, этот вид одежды очень даже пришелся по вкусу блатному миру Москвы. После 1947 года, когда распродавались последние залежи ленд-лиза, американское кожаное пальто мог приобрести любой, у кого водились деньги. Так что ленд-лиз надолго определил модные тенденции в СССР.

Еще ценились кожаные куртки типа "пилот" из комплекта "Аэрокобр". Александр Покрышкин такую куртку практически не снимал - ни на земле, ни в небе. Действительно очень удобная одежда. Сначала это поняли мотоциклисты, а потом и остальные модники. И сегодня легендарной курткой американских соколов можно обзавестись без особого труда.

Час расплаты

Надо подчеркнуть, что ленд-лиз - это не благотворительная программа. После войны американцы потребовали вернуть уцелевшую боевую технику и вооружение. Причем принимали дотошно. Но за океан не повезли. Прямо в советских портах были поставлены мощные прессы, которые превращали вполне еще пригодные автомобили и прочую технику в аккуратные брикеты. После чего их вывозили в нейтральные воды и безжалостно топили. Более утонченное издевательство над жителями полуразрушенной страны трудно было придумать. Разве что изъять из советского проката ленд-лизовский блокбастер из Голливуда "Сестра его дворецкого" с Диной Дурбин в главной роли...

Профессор Хьюберт ван Гуйль считает, что это делалось по экономическим соображениям - чтобы ходовой товар не появился на вторичном рынке. Но есть и другое объяснение: бывшие союзники очень боялись, что Красная Армия на тех же джипах и "Студебеккерах" в мгновение ока домчится до Ла-Манша. И это объяснение представляется более резонным.

Тогда же свели дебет с кредитом. Например, англичане рассчитались с американцами тем, что пустили доллар в свои колонии. Нам же был выставлен счет в 2,6 миллиарда долларов, хотя мы полагали - и вполне резонно, - что советский солдат сполна рассчитался за ленд-лиз своей кровью. Позднее долг уполовинили, затем еще уменьшили, в результате получилось 722 миллиона долларов, которые мы должны были выплатить сначала к 2001 году, а теперь уже к 2030-му. Но это американская оценка. Мы же считаем, что после распада СССР и переоформления долга по ленд-лизу нам осталось заплатить всего 100 миллионов. И тогда будет окончательно подведена черта под Второй мировой войной.

А может, лучше заплатить, пока еще не растрачен стабфонд?

Редакция журнала "Итоги" выражает благодарность Центральному музею ВОВ за помощь в организации фотосъемки.

Олег Одноколенко

Врез 1

СТАТИСТИКА

Ленд-лиз в цифрах

Ассортимент и объемы поставок по ленд-лизу поражают воображение. СССР получал из-за океана все, начиная от военной техники и оружия и заканчивая сырьем и продовольствием.

Флот получил в общей сложности 520 кораблей и судов - в том числе 128 транспортных судов, 3 ледокола и 281 военный корабль, самыми большими из которых были фрегаты типа "Такома". Бронетанковой техники союзники поставили около 20 тысяч единиц, из них 12 тысяч танков, боевых и транспортных самолетов - 22 тысячи штук, прочего вооружения - 10 тысяч артиллерийских орудий, 472 миллиона снарядов и более 130 тысяч автоматов. Особенно масштабными были поставки взрывчатки - 900 тысяч тонн, более половины советского производства взрывчатых веществ.

Количество транспортных средств в несколько раз превосходило количество поставленной по ленд-лизу боевой техники: 376 тысяч грузовиков, боле 51 тысячи легковых внедорожников, почти 36 тысяч мотоциклов, 8 тысяч тракторов, 1,9 тысячи паровозов, около 10 тысяч железнодорожных платформ. Плюс 4 миллиона автомобильных шин.

Вермахт занял территорию, где до войны проживало 40 % населения страны, производилось 84 % сахара, 38 % зерна, 60 % свинины. Значительная часть продовольственных запасов досталась оккупантам. В Украине немцам за четыре месяца боев удалось захватить треть запаcов зерна и более половины тракторов, подлежавших эвакуации. Десятки тысяч тонн продовольствия были уничтожены отступавшими советскими частями согласно сталинского приказа "ни грамма хлеба, ни литра горючего врагу...".

Вскоре по всей стране возник дефицит отдельных видов продовольствия (сахара, хлеба, товаров традиционного импорта). Угроза голода становилась все более реальной и могла перекинуться на армию. В этой связи советское правительство не только предприняло ряд срочных мер по мобилизации внутренних ресурсов, но и было вынуждено обратиться за помощью к союзникам. На Московской трехсторонней конференции (29 сентября - 1 октября 1941 г.), выработавшей первый из четырех Протоколов о поставках, Советский Союз запросил об отправке в его порты ежемесячно 200 тыс. т пшеницы, 70 тыс. т сахара и 1,5 тыс. т какао, что предполагало полное обеспечение этими продуктами 10-миллионной армии.

Помимо муки и сахара, первые пароходы доставили высококалорийные обезвоженные или консервированные продукты. Они пришлись как нельзя кстати для пробивавшихся из окружения под Москвой армий, но особенно для осажденного Ленинграда и городов Крайнего Севера. Один из таких потоков продовольствия шел через Архангельск. Здесь за первую военную зиму от голода и болезней умерло 20 тыс. человек - каждый десятый житель предвоенного города. И если бы не те 10 тыс. т канадской пшеницы, которую после долгих проволочек разрешил оставить в Архангельске "отец народов", неизвестно, сколько бы еще людей подкосил голод. Не менее сложно подсчитать, сколько жизней в освобожденных районах спасли те 9 тыс. т семян, переброшенных в Россию по иранскому "воздушному мосту" к началу весенних полевых работ 1942 г. К июлю 1942 г., т.е. к концу действия Первого Протокола, в СССР было завезено из США и Великобритании 392 тыс.т продовольствия на 90 млн. долл.

Танкист Николай Петрович Вершинин: "На фронте старались получше кормить. Не скажу, что постоянно было плохое питание, хоть мало, но привозили. А в танковом корпусе стало полегче, сухой паек выдавался на трое суток, а то и на пять при прорыве. Он сильно выручал, ведь далеко не везде полевая кухня за танками поспевала, ведь где Т-34 пройдет, грузовик застрянет. Еще хочу добавить: в 1942 году мы в танковых войсках жили на одном ленд-лизовском сухом пайке. Так что американская помощь выручала. Ленд-лиз стал большой помощью фронту".

Но к лету положение на фронте, а следовательно, и во всей стране резко ухудшилось. Германские войска развернули грандиозное наступление на Юге. К осени 1942 г. были отрезаны самые плодородные районы страны. 40% хозяйств СССР оказались разоренными. Значительная часть нового урожая, как и в первые дни войны, досталась оккупантам. Потери продовольственных запасов и техники в зоне боев усугублялись дальнейшим сокращением рабочих рук, механизмов, горючего и запчастей в тылу. В результате производительность труда в колхозах и совхозах сократилась почти вдвое. Сталин в октябре в разговоре с посланником американского президента У.Уиллки заявил об ухудшении продовольственной ситуации к зиме и о необходимости скорейшей помощи со стороны союзников.

Второй (Вашингтонский) Протокол, подписанный задним числом 6 октября, зафиксировал не только прежние объемы запросов Советского Союза, но и значительное их увеличение за счет мяса, масла и суповых концентратов. Согласно советской заявке, импортируемое продовольствие должно было составить десятую часть основных видов продовольствия СССР. Правда, в документе оговаривалась возможность уменьшения объемов продовольственных поставок, что позднее и было сделано. В соглашении же с Великобританией, находившейся в чрезвычайной зависимости от импорта, указывалось, что она будет направлять продовольствие в Россию, лишь если для него найдется место среди перевозимых танков и самолетов. Значительную часть поставок Британии брала на себя Канада, подписавшая с Советским Союзом 8 сентября 1942 г. соглашение о кредите (так называемое "пшеничное соглашение"). К этому времени наряду с северным маршрутом поставок в полную меру заработали трансиранский и тихоокеанский.

Поставки не только возросли в масштабах. Изменилась и их номенклатура. Добавились маргарин, соевая мука и крупа, сыр и специально приготовленные питательные и легкие концентраты. Помнят бойцы Ленинградского фронта, как уходя в разведку, они получали толстые плитки горького американского шоколада, банки галет. Помнят они и вкус шоколада с говядиной, мяса индейки или курицы в шоколаде. А знаменитую "тушенку", без которой, по воспоминаниям Н.С.Хрущева, было бы невозможно накормить армию, или борщ в пакетах американцы стали производить специально для России по русским рецептам. Уже в первом квартале 1943 г. союзнические поставки обеспечили 17 % калорий, потребляемых Красной Армией. В дальнейшем они еще более возросли. За год действия Второго Протокола продуктовые поставки почти втрое превысили поставки предыдущего протокольного периода. К июлю 1943 г. в Советский Союз из США и Великобритании поступило дополнительно 885 тыс. т продовольствия. 182 тыс. т зерна было доставлено по "пшеничному соглашению" из Канады. В общем объеме грузов ввезенных в Россию они заняли третью часть.

1943 год стал самым тяжелым для сельского хозяйства СССР. Перешедшая в наступление Красная армия освободила огромные территории, на которых проживали миллионы людей. Их необходимо было кормить. Между тем хозяйства этих земель были совершенно разорены. Положение осложнила засуха в районах Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. В стране разразился острый продовольственный кризис. В ноябре и без того скудные нормы выдачи продуктов были негласно сокращены почти на треть. Вот почему в заявке к Третьему (Лондонскому) Протоколу пищевые поставки с июля 1943-го по июль 1944 г. потеснили металлы и даже отдельные виды вооружений. Предпочтение при этом было отдано продуктам, содержащим большое количество белков и жиров. По этим видам продукции американцы предложили даже более, чем запрашивали представители Наркомвнешторга. И делалось это отнюдь не от избытка. В СССР было направлено 25 % всей производимой в США свинины. На американскую же армию оставалось лишь 14 %. Кроме того, Советский Союз был единственной страной среди более сорока других, получавших помощь по ленд-лизу, куда США согласились ввезти животное масло, что привело к резкому удорожанию его на американском рынке. Это масло предназначалось для выздоравливающих в госпиталях русских солдат. В госпитали направлялись и фруктовые соки, консервированные, сухие и свежие фрукты, овощи, орехи и многие другие, не обозначенные в заявке продукты. Высоковитаминизированные, они стали для многих солдат спасением от цинги - "бича" армии.

Виктор Алексеев, артиллерийский разведчик и радист: "Когда мы находились в блокадном Ленинграде, то кормили нас там очень плохо. Ужасно кормили! Я помню даже такой случай. Нас послали ломать деревянные дома на дрова. Тогда печки уже нечем было топить! Я зашел в домик, где раньше какой-то клуб был. Я прошел концертный зал, как вдруг встретил солдата. Еще подумал: откуда он здесь мог взяться? А оказывается, это было большое зеркало. Я настолько похудел и отощал, что сам себя не узнал. Там один длинный скелет с ребрами был. В запасных полках в Ленинграде люди просто умирали. И на фронте по сравнению с Ленинградом еда очень хорошая была. Нам в основном давали сухие пайки. Также полагались картошка, консервы, американская тушенка. Кстати, американскую тушенку нам стали давать еще тогда, когда мы находились в Ленинграде. Нас это здорово спасало!"

В целом поставки к середине 1944 г. значительно превысили даже суммарные поставки продовольствия за период действия Первого и Второго Протоколов. 1,8 млн т составил чистый вес ввезеных в СССР по Лондонскому Протоколу сельскохозяйственных товаров. Пропорционально продовольственным увеличивались и поставки вооружения, оборудования, материалов.

Между тем советское правительство не стремилось рекламировать откуда и каким образом поступают импортные товары в СССР. На одной из пресс-конференций американский посол в Москве У.Стэндли выразил по этому поводу озабоченность. И хотя заявление посла было принято во внимание и через неделю в центральных газетах появилась краткая информация о количестве поставок по ленд-лизу.

Четвертый (Оттавский) Протокол (на период с 1 июля 1944г. по 30 июня 1945 г.), как и предыдущие, был официально подписан много позже вступления его в силу - 17 апреля 1945 г. Он лишь формально закрепил запросы Советского Союза, когда они уже были в значительной степени удовлетворены. СССР в течение последнего года войны с Германией получил от союзников свыше 1,4 млн т продовольствия - несколько меньше, чем за предыдущий период по тоннажу, но значительно больше в стоимостном выражении. Стоимость поставок возросла в основном с увеличением завоза более дорогих мясных продуктов, семян и витаминов. Наряду с увеличением поставок продовольствия по ленд-лизу, к этому времени значительно улучшилось снабжение армии и населения за счет укрепления собственной продовольственной базы. Валовая продукция сельского хозяйства СССР в 1944 г. достигла 54 % довоенного уровня, а заготовка зерна вдвое превысила уровень 1943 г. В немалой степени тому способствовали и ленд-лизовские семена, тракторы и автомобили.

С окончанием войны с Германией союзнические поставки, в том числе и продовольственные, были неожиданно приостановлены 12 мая до решения вопроса о вступлении Советского Союза в войну с Японией. По словам нового президента Г.Трумэна, он подписал это распоряжение со слов советников, даже не потрудившись прочитать его. Поспешные действия президента вызвали бурю возмущения с советской стороны. И хотя через двое суток пароходы были вновь отправлены отлаженными маршрутами, в Москву срочно вынужден был вылететь Г.Гопкинс для улаживания инцидента. Гопкинс заверил И.В.Сталина в том, что США также намерены выполнить свои обязательства по всем заявкам СССР. Правда, с этого времени большая часть грузов будет направляться в порты Дальнего Востока и по программе "Майлпоуст", заменившей программы по Протоколам. 28 мая, В.М.Молотов и сопровождавший его нарком внешней торговли А.И.Микоян вручили послу США А.Гарриману памятную записку с заявкой на новые поставки на период с 1 июля по 31 декабря 1945 г. Наряду с этими грузами, Соединенные Штаты должны были также в полной мере завезти все, что не было отгружено по Четвертому Протоколу и "спецпрограмме от 17 октября 1944 года.". Значительную часть в общем объеме грузов по-прежнему занимало продовольствие. Помимо 1,4 млн т продовольственных грузов, завезенных союзниками по Четвертому Протоколу на 12 мая, Соединенные Штаты до 2 сентября поставили в СССР дополнительно около 270 тыс. т по программе "Майлпоуст". Эти продукты были ощутимой добавкой к рациону русского солдата, вступившего в августе 1945 г. на землю Маньчжурии.

Кампания на Дальнем Востоке длилась недолго. Уже в начале августа ее исход был предрешен. С капитуляцией Японии завершилась и самая кровопролитная война в истории человечества. А с ней прекращалось действие закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Наученный опытом, Г.Трумэн еще 21 августа объявил о свертывании работ по ленд-лизу и о прекращении поставок со 2 сентября, т.е. со дня подписания капитуляции Японии. Всем странам необходимо было провести инвентаризацию ленд-лизовских грузов, поступивших после 14 августа. Во избежание инцидентов президент предоставил дополнительно время до 20 сентября,- для завоза товаров, застрявших в портах (для "прочистки трубопровода" -"to empty pipeline"). Продовольственные "крохи" ленд-лиза при "прочистке трубы" потянули еще на 10 тыс. т.

Однако инерция поставок по ленд-лизу была столь велика, что Советский Союз обратился к США с просьбой продолжить сотрудничество, правда, уже на основе долгосрочного кредита. 15 октября 1945 г. такое соглашение о кредите с расчетом в течение 30 лет было подписано и вошло в историю как "трубопроводное соглашение" ("pipeline agreement"). Оно действовало до середины 1947 г., пока не было остановлено начавшейся "холодной войной".

Всего США, Великобританией и Канадой отгружено в СССР с 22 июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. 4 915 818 нетто-тонн продовольствия, суммарная калорийность которого составила около 67 502 474,4 млн. ккал. Если считать средним рационом для бойца действующей армии 4 000 килокалорий в сутки, то несложно посчитать число дней, в течение которых союзники могли обеспечить продовольственное снабжение Красной Армии. Продовольствия, поставленного в СССР по ленд-лизу, хватило бы для того чтобы кормить армию в 10 млн. человек в течение 1 688 суток т.е. в течение всей войны. А если принять во внимание калорийность продовольствия, поставленного отдельными фирмами и общественными организациями, ввезенного в СССР питьевого спирта, то можно утверждать, что завезенного союзниками продовольствия по его калорийности хватило бы не только на полное содержание Красной Армии в течение всей войны, но и на весомую добавку к рациону части гражданского населения.

Из книги Виктора Володина «Неоконченный маршрут»: "Вскоре после начала войны на Колыму стало поступать продовольствие из Америки, а потом мы и полностью перешли на американское снабжение, которое поступало в Магадан бесперебойно и в достаточном количестве, вполне обеспечивающем потребности.

Мука была только белая, пшеничная в небольших мешках по 100 английских фунтов (43,4 кг). Мясные продукты были представлены всегда консервами: тушеной свининой или, как они назывались в составленных на русском языке этикетках: свиной тушенкой и колбасой, напоминающей, пожалуй, чайную, тоже в банках. Другие мясные продукты, в частности бекон и сосиски, были редки и до нас никогда не доходили. То же можно сказать и об индюшатине."

В годы минувшей войны Советский Союз только от голода потерял миллионы своих граждан. А сколько миллионов он потерял бы еще не будь продовольственного ленд-лиза? Союзническая помощь в этом отношении не подлежит никакому исчислению - она неоценима.

В советское время нам говорили, что поставки по ленд-лизу в годы войны не имели решающего значения для ее исхода. Западная пропаганда в период “холодной войны”, наоборот, утверждала, что без этих поставок мы проиграли бы Гитлеру.


- Истина, как обычно, посередине, - считает историк из Университета Огасты в штате Джорджия Хьюберт ван Гуйль.

На днях он приехал в Россию, чтобы прочитать несколько лекций в российских университетах в преддверии празднования 60-летия Победы. Профессор ван Гуйль много лет изучает программу ленд-лиза, а войну СССР и Германии не в пример многим западным историкам называет Великой Отечественной. Почему?

Я считаю, что сам масштаб и драматичность военного столкновения Германии и СССР заслуживает отдельного названия. Для России это была Великая Отечественная война, а для всего остального мира - Вторая мировая.

Смог бы СССР обойтись вообще без ленд-лиза?

Безусловно, СССР выстоял бы и без этих поставок. Но что касается победы, то она отложилась бы на неопределенный срок. Наступление Красной Армии в 1943-1945 гг. имело успех отчасти благодаря помощи союзников. Всего с начала войны СССР получил 18 млн. тонн груза в рамках ленд-лиза из США и Канады, Великобритания прислала 1 млн тонн груза. Если считать в современных ценах, то всего СССР получил помощь на общую сумму 140 млрд. долларов. Надо понимать, что эти поставки пошли в нужное время: в начале войны страна потеряла 4/10 плодородной территории, были уничтожены сотни тысяч деревень и колхозов. Более 21 млн. человек лишились крова. По некоторым позициям военная промышленность снизила оборот на 50-60%.

- Известно, что наиболее важными были поставки оборудования для связи.

В воспоминаниях генерала Сергея Штеменко рассказывается, как во время битвы под Москвой командиры ездили на машине в западную сторону, чтобы выяснить, где и в каком состоянии находятся дивизии. На некоторых участках связь полностью отсутствовала. Тогдашняя телефонная сеть в СССР представляла собой запутанную “паутину”: чтобы связать две дивизии по телефону, сигнал шел через Москву и возвращался обратно. Радиосвязь использовалась ограниченно из-за печального опыта Первой мировой, когда немцы расшифровывали российские радиограммы. Именно радио- и телефонная аппаратура, поставленная союзниками, оказала самую значительную помощь Красной Армии.

Почему разнятся цифры поставок самолетов? В одном источнике говорится, что СССР получил 18700 машин, в другом - 22000…

США и Великобритания поставили СССР около 21 тыс. самолетов, и в конце войны 13% авиапарка Красной Армии состояло из самолетов, присланных союзниками. Что касается поставок танков и бронемашин, то они не имели такого большого значения. Мы прислали около 11 тыс. танков, но русские танкисты постоянно жаловались, что американские танки “Шерман” сильно проигрывают в бою немецким “Тиграм” и “Пантерам”. Если честно, то советские танки того времени были на порядок лучше. Буквально на днях я общался с одним российским ветераном, который прошел на “Шермане” всю войну. Он сказал мне, что эти танки были очень удобны для экипажа, имели надежный двигатель, но в бою они сильно проигрывали “Т-34”.

Поставки по ленд-лизу осуществлялись несколькими путями: Дальний Восток, Аляска, Иран и Северный конвой. Какой из путей был наиболее эффективным?

49% поставок шли через Владивосток. У СССР и Японии была договоренность, чтобы поставкам “небоевых” материалов через Владивосток не препятствовали. Совфрахт зафрахтовал ряд американских судов, чтобы они постоянно курсировали туда и обратно. Конечно, не обошлось без потерь. Некоторые суда, следовавшие во Владивосток, были потоплены японскими подлодками в Тихом океане, однако мы до сих пор не знаем, было ли это случайно или намеренно. Поставки через Ближний Восток стали возможными после того, как британцы построили железнодорожную магистраль через весь Иран. Кстати, совсем недавно на церковной мессе у себя в городе я встретил американского ветерана, который участвовал в этих поставках.

История разгромленного в 1942 г. конвоя PQ-17 наглядно показывает, насколько опасны и трудны поставки грузов по морю…

Конвои транспортных кораблей, направлявшихся в Архангельск, было крайне тяжело защищать. Если в Атлантике их можно было прикрыть с воздуха, то в условиях полярного Севера это становилось практически невозможным. К тому же в апреле 1940 г. Германия завоевала Норвегию, которая стала плацдармом для атак наших конвоев.

Я знаю, что лишь к 70-м годам СССР и США смогли договориться, как именно рассчитаться друг с другом по ленд-лизу…

Президент Рузвельт был “отцом” ленд-лиза. Если бы он прожил чуть подольше, то вопрос о долгах был бы решен вскоре после окончания войны. В соглашениях по ленд-лизу сказано, что все долги СССР обязан погасить по окончании войны. Представьте, насколько осложнились эти переговоры после того, как началась “холодная война”. И сейчас за Россией как за правопреемником СССР числится долг по ленд-лизу - 722 млн. долл. Лично я не думаю, что вы нам что-либо должны. Тем более что российское правительство не собирается возвращать эти деньги, а Америка не будет их требовать. По закону президент США может в любой момент “простить” долг, к примеру, в благодарность за помощь в борьбе с международным терроризмом. И сегодня этот долг носит лишь формально-политический характер.

- Почему же СССР не вернул все, что получил?

Потому что администрация Рузвельта этого не требовала. Основной целью ленд-лиза было укрепить союз с СССР. В середине 50-х СССР вернул США часть противолодочных кораблей. Что касается танков и бронемашин, то мы не были очень заинтересованы в их возврате - большая их часть была утеряна или повреждена во время боев.

- Есть версия, что отказ СССР заплатить за ленд-лиз и стал катализатором “холодный войны”…

Мне как исследователю ленд-лиза очень польстило бы, если бы это было так. Да, конечно, отказ СССР рассчитаться по долгам внес свою лепту в противостояние Запада и Советского Союза, но в целом этот вопрос всегда был на периферии в отношениях двух стран.

Известно, что большую часть помощи по ленд-лизу получил не СССР, а Британская империя. Они-то хотя бы расплатились?

Советскому Союзу мы направили 32% всех поставок, в то время как Британская империя получила 58% помощи. Английские войска воевали против Японии в Индии и Бирме, и мы поставляли вооружение и материальную помощь даже туда. Также мы помогали Австралии и поддерживали французское освободительное движение. Могу сказать одно: если бы СССР, пусть с натяжкой, и смог бы обойтись без поставок по ленд-лизу, то Великобритания точно не выстояла бы. Экономика осажденной Великобритании была на грани коллапса. В благодарность за ленд-лиз Британской империи пришлось пойти на уступки и принять доллар как официальную валюту в бывших колониях. Это был сильный удар по “имперскому” самолюбию: Великобритания стала покупать товары из колоний за доллары. Уже после Первой мировой войны стало ясно, что Великобритания проигрывает во влиянии США. После Второй мировой англичане стали нашими “младшими” партнерами.

Всегда интересовал такой вопрос: откуда в начале 40-х США, едва вылезшие из Великой депрессии, взяли столько средств для помощи союзникам?

Великая депрессия закончилась аккурат к 1940 году, но наша военная промышленность работала на полную мощность, безработица была преодолена, и экономика постоянно развивалась. На свои сбережения люди покупали “военные облигации”, тем самым помогая фронту. Всего на Вторую мировую войну мы потратили 300 млрд. долл. (в ценах 40-х годов), а ленд-лиз обошелся нам в 46 млрд.

На базе американского внедорожника “Виллис” в СССР построили джип, использующийся до сих пор. США никогда не выражали недовольства “нарушением авторских прав”?

В 40-е годы у посольства США в Москве был “разъездной” “Бьюик”. Однажды нам поступил запрос с советской стороны предоставить машину на один день. Посольство удивилось, но отдало автомобиль, решив, что русские, видимо, хотят снять с него отпечатки пальцев или что-то еще в этом роде. Когда же машину вернули, то наши техники сразу сказали, что за ночь “Бьюик” аккуратно разобрали и собрали “по винтику”. Недавно я в Екатеринбурге увидел старую советскую “Волгу” - чем-то она мне тот “Бьюик” напомнила.

Мой дед, прошедший всю войну, рассказывал, что такой тушенки, как “ленд-лизовская”, он никогда не пробовал - солдаты называли ее “второй фронт”.

Меня про эту тушенку спрашивали все ветераны, с которыми я встречался в России. Ума не приложу: что в ней было особенного?! Когда вернусь домой, обязательно узнаю ее состав.